Маневрирование на грузовике с полуприцепом – это достаточно сложная задача, требующая от водителя как определенных практических навыков, так и теоретических знаний. Важным фактором при выполнении поворота или разворота является величина радиуса поворота полуприцепа. Он определяет, насколько компактно и безопасно автопоезд сможет совершать маневры в ограниченном пространстве.
От величины радиуса поворота зависит маневренность тягача с полуприцепом на дороге. Чем он будет больше, тем больше места нужно грузовику, чтобы безопасно завершить свой маневр. Для каждого тягача эта величина индивидуальна и зависит от конструкционных особенностей:
Кроме конструкционных особенностей, на радиус поворота тягача с полуприцепом влияет и ряд других факторов:
Минимальный радиус поворота грузовика – это расстояние от центра окружности до точки на траектории, которую описывает внешнее колесо тягача при максимально вывернутых колёсах влево или вправо (зависит от того, в какую сторону совершается поворот). Этот радиус ещё называется внешним. Во время манёвра важно, чтобы грузовик не выходил за пределы дорожного полотна. Поэтому вводится ещё и понятие внутреннего радиуса – это величина, которая равна радиусу окружности, описываемой внутренним колесом полуприцепа во время выполнения маневрирования.
В таблице указаны значения радиуса поворота автопоезда согласно действующим стандартам.
Длина автопоезда |
Минимальный радиус поворота |
16 м |
9,7 м |
20 м |
12,1 м |
Указанные величины следует учитывать при планировании следования маршрута тягача с полуприцепом, а также при создании подъездных путей и площадок для загрузки/разгрузки грузовиков.
Сложность вождения тягачей с полуприцепом заключается в том, что траектория движения тележки смещается в сторону выполняемого поворота. Вследствие этого происходит уширение полосы, по которой движется грузовик.
На радиус поворота тягача с полуприцепом напрямую влияет угол поворота колёс грузовика. У каждого транспортного средства это значение индивидуально, оно приведено в техпаспорте автомобиля. Чем угол будет больше, тем сильнее можно выворачивать колёса при повороте или развороте. Это обеспечивает грузовику лучшую управляемость и возможность совершать манёвр внутри полосы меньшей ширины.
Число и расположение осей также влияют на манёвренность грузовика. Например, трёхосный тягач с полуприцепом имеет больший радиус поворота по сравнению с двухосным. Наличие управляемых задних осей на полуприцепе может существенно уменьшить радиус поворота.
Во время прохождения криволинейного участка наружный контур полосы движения грузовика описывает внешнее колесо тягача, а внутренний контур – крайняя точка тележки или рамы полуприцепа. Первой начинает поворот передняя ось тягача. Угол её поворота определяет последующую траекторию движения всего автопоезда. Чем угол поворота оси будет больше, тем под меньшим углом получится завершить поворот.
За осью тягача поворот совершает ось полуприцепа. Она поворачивает под меньшим углом, чем ось тягача, следуя за траекторией, задаваемой грузовиком. Чем база полуприцепа будет больше, тем меньше угол поворота его оси.
Задние колёса завершают поворот автопоезда. Они описывают дугу большего радиуса, чем передние колёса полуприцепа. Это следует учитывать при объезде возможных препятствий. Внешнее и внутреннее колесо задней оси должны оставаться в пределах полосы, по которой движется автопоезд.
Чем база полуприцепа короче, тем будет меньше разница в радиусах поворота его передних и заднего колёс. На скользком покрытии задние колёса могут «срываться» в занос, что приводит к увеличению радиуса их поворота.
Неправильная оценка факторов, влияющих на радиус поворота, может привести к сложностям маневрирования грузовиком, а также дорожно-транспортным происшествиям.
Неисправности узла крепления полуприцепа с седельно-сцепным устройством усложняют выполнение манёвра. Это может привести к невозможности поворота полуприцепа на необходимый угол, что исключит безопасное выполнение манёвра. Чтобы исключить такие проблемы, важно периодически выполнять техническое обслуживание и проверку функциональности сцепного узла.
Неравномерная загрузка прицепа или неправильно выбранная скорость могут вызвать его занос, что приводит к увеличению ширины полосы, в которой выполняется манёвр. Чтобы снизить вероятность появления таких проблем, следует правильно распределять грузы на платформе полуприцепа. При загрузке важно следить, чтобы оси были загружены равномерно, а центр тяжести гружёного полуприцепа находился как можно ниже. Во время движения следует учитывать дорожную обстановку, состояние покрытия и выбирать безопасную скорость.
Некорректная оценка габаритов автопоезда может привести к столкновению с препятствиями и другими транспортными средствами. Перед поездкой рекомендуется изучить маршрут, учитывая все узкие места, перекрёстки и развороты. Важно учесть тот момент, сможет ли тягач с полуприцепом беспрепятственно там проехать. Для этого потребуется сопоставить размеры проезжей части в проблемных местах с величиной минимального радиуса поворота тягача с полуприцепом. Если расчёт покажет, что грузовик не сможет беспрепятственно там двигаться, придётся изменить маршрут, выбрав другие пути следования автопоезда.
Различные технические неисправности как тягача, так и полуприцепа сделают маневрирование более сложным и опасным. Кроме этого, они могут стать причиной аварий. Среди основных неисправностей следует выделить проблемы с тормозной системой, неисправности рулевого управления, проблемы с шинами, поломки сцепного устройства. Чтобы предупредить возможные проблемы, перед выездом в путь, тягач и полуприцеп должны проходить обязательный осмотр.
Управление тягачом с полуприцепом требует учёта ряда важных моментов, которые помогут выбрать правильный радиус для выполнения поворота или разворота. Это повысит безопасность движения и исключит возможные технические проблемы, связанные с неправильной эксплуатацией автопоездов.
Груз должен равномерно распределяться по всей длине полуприцепа. Тяжёлые грузы рекомендуется размещать ближе к седлу. Нельзя допускать перегрузок одной из осей. Перегруженные задние оси могут существенно увеличивать радиус выполняемого манёвра и приводить к "срыву" полуприцепа в занос. Груз должен надёжно фиксироваться специальными приспособлениями. Это позволит исключить его смещение во время движения.
Все манёвры на автопоезде должны совершаться плавно на безопасной скорости. Перед началом нужно убедиться в безопасности своих действий для других участников дорожного движения. При необходимости можно пользоваться встроенной системой помощи маневрирования (если она предусмотрена конструкцией тягача) или попросить помощи у находящихся рядом людей, чтобы они проконтролировали, помещаются ли габариты автопоезда в узких местах.
Радиус поворота тягача с полуприцепом зависит от множества факторов, включая конструктивные особенности транспортного средства. Завод БОНУМ предлагает высококачественные полуприцепы, соответствующие международным стандартам качества. В т.ч:
Вся продукция проходит строгую систему контроля качества, что гарантирует надёжность и долговечность техники. Выбирая полуприцепы БОНУМ, вы обеспечиваете рост и эффективность своего бизнеса.
*Вся информация представлена исключительно в ознакомительных целях. ООО «БОНУМ» не несет ответственности за действия третьих лиц.